Кусок застрял в горле ("КоммерсантЪ" приложение "Строитель")

02.08.2010
Кризис, сильно повлиявший на строительную отрасль, не оказал тем не менее серьезного воздействия на расстановку сил на этом рынке. Громких поглощений одними игроками других не произошло. В основном, если покупки и совершались, то банками-кредиторами. По мнению некоторых участников рынка, говорить, что ситуация с долгами стабилизировалась, пока рано. Строители полагают, что если компания-девелопер попала в сложную ситуацию, то в процесс "разруливания" отношений с кредиторами должно вмешаться государство.

Зося Захарова, руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН, отмечает, что в кризис не произошло слияний и поглощений, потому что главными пострадавшими оказались именно крупные компании, которые теоретически и могли инициировать подобные процессы. "Пострадали они прежде всег, из-за собственной рискованной финансовой политики, в частности из-за получения кредитов за рубежом в валюте. Сейчас, после того как изменились курсы валют, претерпела изменения сама структура спроса на рынке, имеющаяся кредитная нагрузка остается очень тяжелым бременем для многих компаний. Часть из них смогла добиться реструктуризации долгов на 1-1,5 года, но расплачиваться по кредитам все равно придется. В этих условиях осуществлять слияния и поглощения просто не под силу представителям крупного строительного бизнеса", — говорит госпожа Захарова.

Если же говорить о небольших компаниях, то часть из них отказалась от роли девелоперов, перейдя в сегмент оказания генподрядных услуг, другие перестали существовать, третьи продолжают деятельность на рынке, но у них недостаточно финансовых ресурсов, а также нет специалистов, способных провести подобного рода сделку.

"По этим причинам на строительном рынке мы и не наблюдаем слияний и поглощений. Более того, ожидать их в ближайшее время тоже не стоит. Скорее речь пойдет о неприятных сюрпризах, связанных с крупными строительными компаниями, имеющими серьезные долговые обязательства. Речь может идти о продажах крупных объектов неоконченного строительства, реализации с торгов крупных залоговых объектов. Кто будет покупателем, пока сказать трудно. Возможно, это будут те компании, которые на волне кризиса не только сохранили, но и упрочили свои позиции на рынке, а также финансовые институты или московские компании, связанные с сырьевым бизнесом", — прогнозирует госпожа Захарова.

С ней согласен Владимир Альев, первый заместитель генерального директора компании "Эдванс". Он также считает, что предпосылки для дальнейших поглощений все же есть. "Наиболее заметным была покупка компании "Дон-строй" банком ВТБ, это произошло еще в прошлом году. Следует отметить, что ВТБ вообще достаточно серьезно относится к этим новым приобретениям. Они вкладывают в перешедшие к ним активы, как-то развивают их. В будущем, когда ситуация стабилизируется, они скорее всего их продадут по более выгодной цене... В Петербурге к таким примерам мы можем отнести покупку банком "Санкт-Петербург" активов группы "Осло Марин". Приходит на память и проблемы владельцев "Строймонтажа" с Балтийским банком", — вспоминает он.

Ждать не стоит
А вот Николай Пашков, директор по профессиональной деятельности Knight Frank St.Petersburg, уверен, что все процессы слияния и поглощения в сфере строительства, которые могли произойти из-за проблем на кризисном рынке недвижимости, уже имели место. "Ожидать, что в ближайшее время возникнут предпосылки для повторного перераспределения сил, на мой взгляд, не стоит", — уверен он.

Олег Еремин, первый вице-президент ГК "Балтрос", также полагает, что ожидать новых поглощений не стоит. "Все слияния, если говорить именно о строительных компаниях, которые происходили на рынке, не принесли каких-то положительных плодов. Покупать компанию, у которой есть проблемы, — очень рискованно. К сожалению, строительный бизнес не настолько бел, чтобы можно было вычислить все подводные камни, неожиданные риски, которые могут ожидать покупателя. А когда такое невозможно — невозможно и определить справедливую цену бизнеса. Причем эта ситуация не зависит от того, есть кризис или его нет. Чего можно ожидать — это распродажи некоторыми участниками своих земельных банков", — уверен господин Еремин.

Председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел
Созинов говорит, что сегодня инвесторы предпочитают дождаться банкротства строительной компании и лишь затем выкупать ее. "В целом из-за сокращения продаж, высоких процентных ставок по кредитам для компаний, можно ожидать, что в будущем, активность сделок по покупке строительных компаний возрастет за счет банкротства тех фирм, которые сейчас в предбанкротном состоянии", — полагает он.

Алексей Топольницкий, директор по маркетинговым коммуникациям компании "М-Индустрия", считает, что на самом деле поглощения были. Просто они были не в явной форме, и информация о них не афишировалась. "Часть строительного бизнеса и активов строительных компаний была поглощена различными финансовыми структурами", — говорит он.

Кризис ни при чем
"Слияния и поглощения были, есть и будут. Это постоянный, но не всегда заметный процесс, который присутствует не только на рынке строительства. Тут для компании важно подгадать удобный для этого момент. Но кризис, наверное, не самое лучшее для этого время. Поэтому в период кризиса фактов слияния или поглощения отмечено не было, некая неопределенность не позволяла объективно оценить последствия таких серьезных шагов, да и финансовые трудности давали о себе знать. А вообще все зависит от стратегии конкретной компании. Небольшие компании обычно незаметно переходят под крыло крупных игроков рынка. Если компания идет по пути укрупнения и при этом обладает финансовым и административным ресурсом, то сейчас, когда кризис миновал, появилась благодатная почва для поглощения более мелких компаний. И процесс уже пошел. Например, в марте этого года московская компания "Интеко", принадлежащая Елене Батуриной, вышла на петербургский рынок жилья, выкупив ДСК-3", — считает Владимир Копылов, ведущий аналитик компании Setl City.

Генеральный директор "ЮИТ Лентек" Михаил Возиянов отмечает, что сейчас идет процесс стабилизации на строительном рынке, поэтому речь идет не о банкротстве застройщиков, а о перераспределении проектов, в некоторых случаях — при помощи государства. "Следует отметить, что кризис выявил ряд устойчивых компаний среднего масштаба, у которых сегодня есть потенциал роста", — отмечает он.

Сергей Шатуновский, генеральный директор компании "Ленстройжилсервис", говорит, что в отличие от Москвы, строительный бизнес Санкт-Петербурга не так "закредитован". В то же время в период кризиса имеют место случаи, когда банки забирают земельные участки, находящиеся в залоге, у разорившихся компаний или организаций, не имеющих возможностей обслуживать свой долг (например, Балтийский банк — "Строймонтаж", Альфа-банк — "ИВИ-93"). К сожалению, количество таких случаев растет. "Банкротство не выгодно ни застройщикам, ни банкам, опасно для инвесторов и всего рынка в целом. Строителям необходимо своевременно реструктурировать свои долги перед банками или договариваться о комфортном для обеих сторон разрешении ситуации, возможно, через создание каких-то совместных с банками структур. Особенно если на заложенном участке уже ведется строительство и продана часть квартир. В этом процессе обязательно должны принимать участие городские власти", — согласен господин Шатуновский.

Роман Русаков