Околоводными путями (газета "Премьер" (Череповец)

12.10.2010

Вологодское управление Федеральной антимонопольной службы запретило покупку недостроенного аквапарка в Череповецком районе, отменив итоги аукциона. Сумма сделки — 15 миллионов рублей. Однако администрация муниципального образования собирается оспорить это решение в суде.

ФОК вместо аквапарка

Здание перешло в разряд проблемных, когда в 2004 году компания «СервисСтальСтрой» отказалась от продолжения работ на объекте из-за трагедии в «Трансваальпарке» (14 февраля 2004 года из-за обрушения крыши там погибли 28 человек, а проект аквапарка в Тоншалове сходен с московским).

Его выкупила ныне обанкротившаяся фирма «Августин». В течение 2006 и 2007 годов здание несколько раз переходило от владельца к банку «ВТБ-Северо-Запад» и обратно. Но в конце концов в счёт непогашенных кредитов фирмы осталось в собственности финансовой организации.

Изначально планировалось, что этот развлекательно-оздоровительный центр станет одним из самых крупных на Северо-Западе и частью целевой программы «Череповец — порт пяти морей».

Заместитель главы района по экономике Вячеслав Рябов рассказал, что администрация района планирует перепрофилировать это здание (у него есть фундамент и стены, все заведено под крышу) в физкультурно-оздоровительный комплекс. «Мы планируем, что востребован он будет не только жителями поселка Тоншалово, но и череповчанами, поскольку населенный пункт находится недалеко от города металлургов». Всего же объект потребует порядка 60 миллионов рублей.

Вице-президент Северо-Западной палаты недвижимости, глава ее представительства в Череповце Андрей Королев выразил сомнение в целесообразности строительства такого большого ФОКа в поселке: «Для Тоншалово он слишком крупный. А для того, чтобы жители Череповца посещали комплекс, в нем должна быть какая-то изюминка. На мой взгляд, лучше из районного бюджета выделить деньги на строительство дорог, которые находятся в ужасном состоянии».

Вячеслав Рябов объяснил, что строительство ФОКа включено в программу развития района на ближайшие несколько лет. «Планировалось, что первый взнос в размере пяти миллионов рублей будет выделен из областного бюджета. Остальные десять район выплачивал бы в течение пяти лет в рассрочку равными частям. Это достаточно выгодные для нас условия», — пояснил Вячеслав Юрьевич.


Зачем платить больше?

По данным УФАС, в 2008 году банк заказал оценку долгостроя. Здание площадью свыше двух тысяч квадратных метров на площади больше шести тысяч было оценено в 14 миллионов 994 тысячи рублей.

«В тот момент кризис уже начался, и потому эту цену нельзя назвать завышенной», — считает Вячеслав Рябов. Однако специалисты ФАС считают иначе. По их данным, на сайте Ассоциации риэлторов Вологодской области в 2008 году объект предлагался к продаже за 100 тысяч рублей. Но покупателя не нашёл.

Оценщик агентства недвижимости «Альтернатива» Дмитрий Макаренко предположил, что объект приблизительно может стоить 15-20 миллионов рублей. По мнению Андрея Королева, получившаяся стоимость квадратного метра свыше шести тысяч рублей — это совсем недорого. «Кроме того, надо учитывать, что в эту сумму входит также и стоимость земли. Немаловажен и вопрос коммуникаций. В целом, я считаю, цена адекватная», — рассуждает Андрей Борисович.

Тем не менее он отметил, что в случаях, когда сделке по приобретению земли и зданий проводят государственные структуры, возможна коррупция. «А потому интерес к этой сделки антимонопольщиков понятен. Кроме того, учитывая, что рынок коммерческой недвижимости в городе встал, можно было бы купить и подешевле», — считает он.


Не обеспечили конкуренцию?

Комиссия Вологодского УФАС пришла к выводу, что решение проблем конкретного бизнеса за государственный счёт ведёт к нарушению части 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», ограничение доступа к торгам. В результате действий администрации не достигнуто снижения стоимости приобретаемого объекта.

«А как же изначальная цена продавца в 80 миллионов рублей, о которой говорил глава Череповецкого района Леонид Родичев? — возмущается Вячеслав Рябов. — По словам Леонида Николаевича, снизить ее удалось только в итоге длительных переговоров, которые администрация района вела с продавцом на протяжении целого года».

Таким образом, заказчик нарушил принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств при проведении аукциона, проигнорировав предмет и цели ФЗ №94 (Федерального закона «О государственных закупках»). «Но мы же не виноваты, что другого долгостроя в нашем районе нет», — не соглашается Вячеслав Рябов.

«Очень жаль, что антимонопольная служба не приняла наши доводы. Администрация района хотела сделать благое дело. А теперь этот проект срывается, поскольку в областном бюджете средства заложены на этот год, и если сейчас не успеть, то неизвестно, что будет в будущем. Пока мы решения ФАС не получили. Когда документ будет у нас, будем решать вопрос о подаче иска в суд», — пояснил Вячеслав Рябов.

Юлия Катаева