Загородная архитектура (КоммерсантЪ Санкт-Петербург)

30.09.2010
Сегодня архитектурные тренды на рынке загородного домостроения заметно изменились.

"Альпийский стиль начинает приживаться: проект "Альпенгоф" группы "Сплав", клубный поселок "Альпино"... Это как-то больше идет Карельскому перешейку, чем реплики на тему палаццо, — говорит главный редактор журнала "Пригород" Дмитрий Синочкин. — Мне лично нравятся решения, которые предлагает студия "МИ-8": они следуют рисунку ландшафта, не выпячивают строения. Уверен, что домик с параболической травяной крышей, который построил для себя архитектор Игорь Фирсов, со временем войдет в учебники. Но в целом надо признать: громких имен в нашей загородной архитектуре практически нет. (Хотя в Подмосковье — предостаточно; там уже есть и авторские поселки). Прежде всего потому, что они не нужны заказчику. Единственный пример работы приглашенной европейской "звезды" — клубный дом в поселке Медовое итальянского архитектора и дизайнера Гаэтано Пеше. Но это — бантик на упаковке, дополнительный, а не основной аргумент для покупателя. И если на уровне отдельного дома еще можно найти вполне качественные, современные решения, то в области градостроительства, на уровне генпланов мы отстаем совсем безнадежно. Впрочем, в городе та же история", — резюмирует господин Синочкин.

Тенденции
Директор департамента загородной недвижимости АН "Бекар" Андрей Уманский отмечает, что на сегодняшний момент непопулярными остаются большие дома с земельными участками. Трендами на рынке загородной недвижимости являются дома площадью от 150 до 300 кв. м. "Посткризисный период характерен экономией во всем. Так, в последние годы стали использоваться более дешевые технологии. Например, газобетон с отделкой. В меньшей степени в силу дороговизны используются финские технологии при строительстве, например, клееный брус. Все более популярной становится фахверк. Фахверк — строительная конструкция, состоящая из несущих балок под различными углами. Предпочтения покупателей зависят в первую очередь от ценовой категории жилья. В элитном сегменте больше стремятся к роскоши, например, устанавливают колонны. Трендом будет также экономия при строительстве. Наибольшим спросом будут пользоваться дома с небольшими земельными участками", — полагает господин Уманский.

Участники рынка говорят об активном развитии среднеценового сегмента, стоимостью примерно 6-8 млн руб. за коттедж, что особенно заметно во Всеволожском районе Ленобласти. Это уже не невзрачные постройки экономкласса, а привлекательные и органично вписанные в окружающую среду дома. Для большего удобства их владельцев некоторые компании особым образом планируют участки или даже высаживают рядом с коттеджами фруктовые или хвойные деревья-крупномеры.

Лидия Пашнова, директор по маркетингу и связям с общественностью ИСГ "Сплав", рассуждая об архитектуре как об инструменте маркетинга, отмечает, что в последние годы ситуация действительно стала меняться кардинальным образом. Появляются свежие идеи, оригинальные авторские проекты. "Правда, возникает другая проблема — архитекторам, привлеченным на проект, нужно уметь учитывать в своих проектах пожелания заказчика, окружающую среду и общественное мнение, которое в свою очередь складывается из мнения обывателей (в основном приемлющих стилизацию под историческую застройку, если речь идет о строительстве в черте города) и профессионалов. Достичь такого понимания удается не всем. Это становится причиной возникновения зданий, которые своим видом не украшают облик города, — рассуждает госпожа Пашнова. — Массовая застройка также стала отличаться индивидуальным подходом и желанием создать запоминающиеся силуэты зданий, призванные создать комфортную среду".

Зарубежные идеи
При строительстве загородного жилья, как отмечает Екатерина Симонова, заместитель генерального директора компании "НДВ СПб", девелоперы имеют больше пространства для маневра: "Поэтому в элитных коттеджных поселках предлагаются различные концепции: от резиденций в классическом стиле до копирования архитектуры ряда европейских стран. Каждый дом может быть индивидуальным, главное, он должен иметь большую жилую площадь и просторную прилегающую территорию, а также должен быть построен из качественных материалов".

Не меньше, чем сама архитектура, в качестве маркетингового инструмента девелоперами эксплуатируются имена зарубежных архитекторов. Председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов считает, что "сотрудничество с западными архитекторами, порой, грозит дополнительными затратами на адаптацию проекта к российским реалиям. Иностранцы плохо знают строительные нормы, СНиПы и ГОСТы, а также особенности прохождения проекта через череду согласований в разных инстанциях. Иностранцев лучше привлекать для создания концепции, а проработка стадии рабочей документации должна вестись в тандеме с российскими проектировщиками".

Впрочем, иностранные архитекторы приглашались на знаковые для города проекты — Новая Голландия, башня "Газпрома", новая сцена Мариинки, набережная Европы. "Но их идеи редко удавалось воплотить в жизнь. При проектировании элитной недвижимости девелоперы чаще прибегают к услугам местных архитекторов, например, очень востребована мастерская Евгения Герасимова", — говорит госпожа Симонова. "Работать с иностранцами сложно и затратно, и подобных случаев не так много. В загородном домостроении в гораздо большей степени можно подобрать архитектуру по вкусу будущего владельца, поэтому на этом рынке наблюдается огромное разнообразие стилей — от явного китча до вполне пристойных образцов", — отмечает Дмитрий Карманов, директор по маркетингу компании STEP.

Однако господин Дмитрий Абрамов, генеральный директор компании "БТК девелопмент", считает, что для разработки интересной и зачастую новаторской концепции привлечение зарубежных архитекторов вполне оправданно: "Сильная сторона иностранных проектировщиков в их изначальной нацеленности на создание максимально выгодной с рыночной точки зрения концепции проекта и наличие опыта внедрения энергоэффективных технологий, но незнание местных норм и правил строительства — безусловно, их слабая сторона. В большинстве случаев работа ведется в тесном сотрудничество: иностранные мастерские создают концепцию, а отечественные специалисты адаптируют такую проектную документацию под российские СНиПы".

Приоритеты покупателей
Марк Лернер, генеральный директор компании "Петрополь", уверен: архитектурный стиль — это не только фасад, но и удачная концепция, хорошие планировочные решения, современная инженерия и высокое качество используемых материалов. "Любой стиль будет хорош, когда он качественно воплощен", — говорит господин Лернер.

О том, что немаловажным вопросом в архитектурном проекте здания являются планировочные решения, говорит и заместитель директора строительной компании "Эдванс" Владимир Альев. "Это ключевой вопрос, определяющий комфортность проживания", — считает господин Альев.

Татьяна Волосатова, руководитель группы ЗН Приморского отделения АН "Итака" резюмирует: "На мой взгляд, определить принадлежность петербургского элитного домостроения к одному архитектурному стилю вряд ли возможно. Проследить единую тенденцию также непросто. Отмечу, пожалуй, что за последние несколько лет элитные постройки стали возводиться в более сдержанном европейском стиле. Архитектурное наследие 90-х постепенно уходит в прошлое вместе с буйством красок и калейдоскопом нестандартных решений. Теперь собственники таких объектов, выставляя их на продажу, испытывают определенные трудности. Найти покупателя на дома площадью 400 кв. м с причудливыми уходящими ввысь башенками — отдельная задача. В основном это связано с тем, что сегодня покупатели элитных объектов стали более практично подходить к своему выбору. В первую очередь, они склоняются к меньшей площади (в основном не превышающей 100-150 кв. м) и максимум двум уровням, если говорить о многоуровневых объектах. Большое значение сегодня принято уделять ландшафтному дизайну".

Валерий Грибанов