Павел Созинов: «Переход отрасли на саморегулирование – это "государственный" вопрос» (газета "Строительный еженедельник")

30.06.2010

В Северо-Западном федеральном округе создано некоммерческое партнерство «Северо-Западная палата недвижимости». Первоочередная задача нового объединения – создание системы безопасности на рынке недвижимости, считает председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов.

– Каковы цели создания НП «Северо-Западная палата недвижимости»?
– Новая организация объединила профессиональных участников рынка недвижимости и профессиональные сообщества практически всех регионов Северо-Запада России (Ленинградской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областей, Череповца, Северодвинска, Петербурга, Республики Карелия). Первоочередными задачами Северо-Западной палаты недвижимости являются: создание системы безопасности на рынке недвижимости, законодательные инициативы в области недвижимости, социально-экономический мониторинг рынка недвижимости, создание единой базы данных объектов недвижимости, выставленных на продажу в субъектах СЗФО РФ, создание при региональных органах власти комиссий, рабочих групп по вопросам рынка недвижимости, малого предпринимательства. Наиболее актуальный и важный вопрос – это переход отрасли на саморегулирование.
В составе органов управления создан наблюдательный совет, в который вошли как руководители отраслевых комитетов и ведомств, представители администраций субъектов РФ, так и руководители аппарата полномочного представителя президента РФ в СЗФО, при поддержке которого и создано это профессиональное объединение.

– Не так давно в Вологодской области прошел I Северо-Западный жилищный форум. Что стало главной темой форума?
– Помимо Северо-Западной палаты недвижимости организаторами форума выступили аппарат полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и правительство Вологодской области. Форум собрал представителей и делегатов профессиональных сообществ участников рынка недвижимости практически всех субъектов Северо-Запада РФ. Среди докладчиков – руководители области, аппарата полпредства президента РФ в СЗФО, регистрационной службы. Центральной темой форума стало обсуждение принципов и методов формирования системы безопасности для всех участников рынка недвижимости.
Обеспечение безопасности для всех участников рынка недвижимости является одним из наиболее важных вопросов, которые в ближайшее время должны быть решены профессиональным сообществом. Гарантом безопасности должен стать закон «Об агентской деятельности в сфере недвижимости». Основным субъектом рынка услуг в сфере недвижимости выступает агент – физическое лицо, которое и должно состоять в саморегулируемой организации. Условиями допуска на рынок станут получение системного профессионального образования в аккредитованных учебных заведениях и прохождение аттестации, внесение взноса в компенсационный фонд СРО, страхование ответственности. При этом агентства недвижимости должны быть аккредитованы при саморегулируемых организациях специалистов и иметь в штате определенное количество агентов – членов СРО. Трудовые отношения между компанией и агентом должны быть четко определены. Недопустима имеющая место сегодня практика отсутствия трудовых соглашений между компаниями и их сотрудниками. Агент вправе работать самостоятельно, как индивидуальный предприниматель, или же как сотрудник компании. Однако для разработки концепции нам нужно опираться на опыт регионов – мы провели ряд совещаний в субъектах СЗФО. Отмечу, что интерес был очень значительным и у власти, и у профессионалов. Очевидно, что проблема назрела.

– Есть ли особенности в работе риэлторов в Ленинградской области – много ли петербургских компаний работает с областной недвижимостью?

– На рынке Ленобласти работают около 10-15 крупных агентств недвижимости с центральными офисами, расположенными в Петербурге. Некоторые агентства развивают филиальную сеть, предлагают региональным агентам возможности для размещения информации об объектах в аффилированных СМИ, на специализированных интернет-порталах, что создает определенные преимущества перед местными риэлторскими компаниями. Особенно эта технология востребована при продажах дорогих объектов, загородных коттеджей, ориентированных в первую очередь на петербуржцев и иногородних. В загородном секторе роль агентств особенно велика, зачастую плохая транспортная доступность объектов вынуждает владельцев такой недвижимости обращаться к агентам. Время экспозиции загородных объектов достаточно длительное – многие предложения размещаются в листингах до полугода и в некоторых случаях до года. Найти покупателя на нестандартный, но дорогой объект достаточно трудно, ведь большая их часть была построена еще в 1990-е годы, с учетом господствовавших в то время предпочтений.

– Как работают местные агентства?

– Кризис выявил их устойчивость. Практически в каждом областном районном центре работают 10-15 агентств. Это в основном малый семейный бизнес, многие предприниматели работают самостоятельно в качестве агентов. Они ориентируются на потребности района, поэтому специфика работы несколько иная. Зачастую нет необходимости выходить на покупателя за пределы своего населенного пункта. Не требуется дорогостоящей рекламы, достаточно разместить информацию на досках объявлений. Агенты решают локальные вопросы – с росрегистрацией, с ипотекой и прочие. Часто ориентируются на аренду. Однако это не означает, что проблем у агентов-практиков нет: скорее наоборот, возникают потребности и в профессиональном общении, и в развитии внятной законодательной среды. Тем более что районы области достаточно удалены друг от друга и от мегаполиса, развитие филиальных сетей крупных компаний в таких условиях, особенно в период кризиса, затруднено, франчайзинговые схемы малоэффективны. Поэтому следует в первую очередь ориентироваться на местную специфику и местные ресурсы.