Дмитрий Щегельский: «Стабильность выбила покупателей из колеи» (издание "Бюллетнеь недвижимости")

04.07.2011

Лето – традиционный период затишья на рынке недвижимости. Потенциальные продавцы и покупатели ведут себя осторожно и ждут, когда начнется хоть какое-то изменение цен. О том, чем лето может быть выгодно клиентам агентств недвижимости, рассказал президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости, генеральный директор АН «Бенуа» Дмитрий Щегельский.

- Как традиционно ведет себя рынок недвижимости летом? Какие характерные тенденции наблюдаются год от года?

- Каждый год является достаточно уникальным для рынка недвижимости. Были годы, когда активность рынка серьезно падала, и были летние периоды, когда рынок был гиперактивен. Вспомните, например, лето 2006 года, когда цены выросли чуть ли не на 50%. Соответственно, универсального «поведения» рынка летом не существует, рынок реагирует на экономическую и политическую ситуацию. По количеству сделок и активности спроса этот июнь мало чем отличается от июня 2010 года. Летом активность традиционно падает в августе и восстанавливается в сентябре. В целом на рынке наблюдается парадоксальная ситуация. Все и клиенты и агенты долго и давно говорили о том, как хороша стабильность цен на рынке жилой недвижимости. И вот она наступила. А потенциальные продавцы и покупатели оказались в нерешительности, они не знают, что делать и ждут, когда цены качнутся в ту или иную сторону, чтобы принять решение.

- Прошлое лето было экстремально жарким. Специалисты в сфере недвижимости говорили, что активность покупателей упала так, как она падает только в новогодние праздники. Отличается ли это, более прохладное лето, большим количеством сделок?

- Жара в прошлом году наступила в июле, поэтому, возможно, и повторение прошлогодней ситуации, когда показы жилья как строящегося, так и на вторичном рынке упали на 20-30% в июле и августе. Агенты показывали объекты ранним утром или поздним вечером. Но все же, активность спроса больше зависит от финансового благосостояния граждан, а не от погоды. На рынке первичной недвижимости строители летом часто предлагают бонусы и дисконты, поскольку им необходимо стимулировать спрос на строящиеся квартиры в любом случае. Вне зависимости от сезона, нужно привлекать средства дольщиков для продолжения строительства.

- Как ведет себя рынок загородной недвижимости в летний период, пользуются ли потенциальные покупатели отпуском, чтобы присмотреть себе жилье?

- Всплеск проса на загородном рынке обычно приходится на март и апрель. Так, клиент должен помнить, чтобы приехать на новую дачу в середине мая, сделку надо совершить в конце марта. Есть категория покупателей, которая сначала арендует на лето жилье в определенном районе, а потом присматривает себе дачу или дом в полюбившемся месте. Но основной спрос приходится на дома и участки стоимостью до 1,5 миллионов рублей. Загородное жилье сейчас значительно подешевело, и у многих появились возможности купить небольшой участок или дом.

- Что происходит на рынке аренды жилой недвижимости?

- Как всегда, популярными остаются однокомнатные квартиры и комнаты в Невском и Приморском районах в ценовом диапазоне от 8 500 рублей за комнату в месяц и от 14 500 рублей за однокомнатную квартиру. Летом цены арендные ставки немного снижаются, падает спрос, на рынок выбрасывается определенное количество сезонного жилья. Его сдают люди, уезжающие на все лето на дачу. Снижение арендных ставок летом колеблется от 5 до 10%.

- Значит лучше выбирать квартиру в аренду летом, пока не начался осенний бум?

- В принципе, да.Лето – это то время на рынке аренды, когда выбирать можно гораздо спокойнее, а выбор больше – можно подобрать квартиру в лучшем районе или большей площади. С одной стороны, это лучше, чем осенью в спешке принимать решение на растущем рынке, когда велика конкуренция между арендаторами. Летом также можно получить небольшой дисконт у арендодателей на июль и август. С другой стороны, не все готовы платить два летних месяца за аренду квартиры, только потому, что летом выбор больше. Конечно, здесь все зависит от возможностей арендатора.

- А как используют время летнего затишья сами агентства недвижимости?

- Конечно, в любом агентстве продолжаются сделки, агенты работают и летом. И руководитель агентства должен правильно распределить полученное свободное время – кого-то отправить отдыхать, а кто-то, возможно, захочет пройти обучение в спокойные месяцы. Для топ-менеджмента компании лето также может стать не только временем отдыха, но и периодом для составления долгосрочной стратегии развития компании.