Полномочного Представителя Президента
Российской Федерации
в Северо-Западном Федеральном округе
Нина Карпенко: «Рынок риэлторских услуг нуждается в саморегулировании» (портал БН.ру)
– Вы стояли у истоков общественного движения риэлторов в Омске. Как все начиналось?
– В 1994 году мы создали Омский союз риэлторов, и я возглавляла эту организацию в течение восьми лет. В 1997 году наше объединение вступило в Российскую гильдию риэлторов. Через четыре месяца после моего ухода с поста президента ОСР в Омске было создано новое объединение – Гильдия риэлторов Омской области. Вскоре их главным преимуществом стало то, что они привезли в Омск орган по сертификации. Сейчас РГР проповедует принцип «один регион – одна организация», уже и тогда не очень приветствовалась раздробленность, но я присутствовала на Национальном совете и не возражала против того, чтобы омскую гильдию приняли в РГР.
Бизнес должен иметь свободу выбора, а состоять фирма может в любых общественных объединениях. Главное, чтобы участие в этих организациях было профессионально полезно для фирмы. Кстати, создание новой общественной организации оживило работу уже существующих объединений.
– Почему же более молодой организации доверили орган по сертификации?
– Дело в том, что союз риэлторов об этом и не просил. Мое глубокое убеждение: пока нет закона, добровольная сертификация не нужна. Именно потому, что она добровольная. На рынке недвижимости должно быть объединение, которое будет охватывать большую часть риэлторского сообщества. Сегодня в Омске, например, в союзе, состоит 48 компаний, а в гильдии – около 20, при том что всего на рынке работают 436 фирм и частных предпринимателей. Если же считать доли рынка, то около 70% сделок совершают лица и организации, ни в каких объединениях не состоящие. Стандарты и правила нужны, если их выполняет большая часть участников риэлторского сообщества.
– Почему, на ваш взгляд, сложилась такая ситуация?
– Объясню. Гильдия занимается только сертификацией. Союз на какой-то период стал закрытым клубом. При этом за последние два года на рынок вышло много новых игроков, а кто-то ушел. Рынок обновился, в связи с чем появились новые идеи и желания.
Я вхожу в правление Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства и знаю, что установка нашей областной власти такова: нужно создавать саморегулируемые объединения по профессиональному признаку. В Омске есть СРО строителей и оценщиков, с ними все понятно, они обязаны были это сделать по закону. Очень много вопросов к туроператорам, и они собираются создавать СРО. Кадастровые инженеры недавно создали некоммерческое партнерство и готовят документы для регистрации СРО.
– А риэлторы?
– В начале сентября прошло учредительное собрание Некоммерческого партнерства «Профессиональные риэлторы Омской области». В нее вошла каждая шестая организация из Союза риэлторов, две фирмы из гильдии, и остальные – те, которые никогда нигде не состояли, и за месяц работы объединения число участников составило 39 компаний.
– То есть вы пытаетесь найти третий путь?
– Да, можно и так сказать. У нас есть одна важная отличительная черта: наша инициатива поддерживается правительством Омской области, и мы планируем создать новый статус – СРО. Причем, не дожидаясь, когда это станет обязательным.
– Помимо тесного сотрудничества с госорганами, какие еще приоритеты?
– Как руководитель агентства недвижимости я четко понимаю, что клиенты могут получать качественную услугу только при том условии, если на рынке присутствует объединение, в которое входит максимальное количество операторов рынка недвижимости. В противном случае ни о каких стандартах, едином подходе говорить нельзя. Поэтому наша первая цель – сделать организацию массовой. Сегодня требование минимальное – год работы на рынке. Это достаточный срок для того, что «наследить», как в хорошем, так и в плохом смысле.
– Как вообще омские риэлторы пережили кризис?
– Кризис очень сильно повлиял на рынок риэлторских услуг. Сначала серьезные проблемы начались у строителей: отсутствие финансирования, замороженные объекты, обманутые дольщики. В результате люди перестали покупать и продавать недвижимость, в том числе и на вторичном рынке. «Вторичка» ведь во многом жила за счет ипотеки, а как изменилось отношение банков к заемщикам, мы все знаем. Рынок практически замер. Цены упали примерно на 40%, с 45-48 тыс. рублей за кв. до 30-35 тыс. Примерно с весны этого года рынок оживился – и сделки пошли, и цены немного подросли – сейчас квадратный метр стоит 35-38 тыс. рублей.
– И ипотека вернулась?
– В настоящий момент около 30% сделок – с участием ипотечных кредитов. Это уже хорошо, хотя до кризиса доля ипотечных сделок составляла 60-70%.
– Вы участвовали во Всероссийском жилищном конгрессе, который прошел в сентябре в Петербурге. Что запомнилось? Что используете в работе – в агентстве, в партнерстве?
– Более 13 лет я участвую в Национальных Конгрессах, Советах, Форумах. Залогом успеха данного Гражданского жилищного форума, проходившего в Санкт-Петербурге, явился открытый разговор специалистов по недвижимости на острые, давно обозначенные темы – это как регулировать рынок недвижимости и как вернуть доверие потребителей к субъектам рынка. Приятно удивило количество участников форума, приехало более 1200 специалистов со всей нашей страны, а также зарубежных государств. Интересно было пообщаться с коллегами из Иркутска, Ульяновска, Новосибирска, Перми, Санкт-Петербурга и других городов. Все понимают, что нужен закон о риэлторской деятельности и саморегулировании рынка недвижимости. Поэтому предложение о создании Национального межрегионального Совета по вопросам саморегулирования на рынке недвижимости прозвучало своевременно, а для координации работы необходимо создать Федеральную палату недвижимости.
08.10.2010 17:45 | Источник БН.ру
Автор: Игорь Воронин