Анастасия Казанская: "Мы все отвеаем за будущее рынка" (газета "Бюллетень недвижимости")

01.11.2010

Директора агентств недвижимости должны объединить усилия, чтобы вместе поставить заслон левым сделкам, считает генеральный директор АН «АмирА-Н», вице-президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости Анастасия Казанская.

- Анастасия Александровна, неужели проблема левых сделок еще актуальна? Я слышал, что во время кризиса некоторые агенты поступались своими принципами ради денег, но сейчас ведь ситуация на рынке в целом нормализовалась...

- Я бы не сказала, что она нормализовалась. Да, в некоторых сегментах наблюдаются заметные улучшения. Например, наша компания сейчас проводит много сделок с коммерческой недвижимостью, особенно связанных с арендой помещений. К нам стали обращаться крупные клиенты, например, ОАО «РЖД». Еще мы занимаемся продажей большого бизнес-центра у метро «Волковская» (подробнее о ситуации на рынке коммерческой недвижимости я расскажу в одном из ближайших номеров «Бюллетеня Недвижимости»).

Но на жилищном рынке пока все не так благополучно. В основном востребованы недорогие квартиры стоимостью до 4 млн. рублей. Наиболее «ходовой» товар – однокомнатные квартиры стоимостью около 3 млн. – вот на такие объекты сразу находится несколько покупателей. Правда, как правило, с привлечением ипотечных кредитов.

Также небольшое оживление заметно на рынке элитной недвижимости, но я пока не могу назвать это серьезной тенденцией.

Между тем, я убеждена, что никакая ситуация на рынке не может служить оправданием левым сделкам. Даже в пик кризиса можно было работать и зарабатывать честно, чем и занималось наше агентство, многие другие компании, для которых важно доброе имя.

- А почему вы уверены, что левые сделки по-прежнему проводятся?

- Рынок недвижимости – если можно так выразиться, очень компактный. Все его участники активно взаимодействуют между собой. Вот почему любая проблема здесь у всех на виду. За примером не надо далеко ходить. Неделю назад ко мне обратился агент одной известной компании, который заявил, что не будет проводить сделку через фирму, поскольку клиент – его хороший знакомый, и не хочет платить лишнего. Самое любопытное, что в этой сделке (а она является цепочкой) участвуют еще два агента – из других фирм, и все они тоже выразили желание работать нелегально, без внесения залогов и т.д. Признаюсь, я была в шоке и даже не стала общаться с этим контрагентом. О чем думаю эти люди? Для них не важна собственная репутация, не важна безопасность клиентов. Единственная ценность для них – это деньги. И самое печальное, что левые сделки проводят не новички, зашедшие на рынок недвижимости случайно, подзаработать, а люди, уже много лет занимающиеся недвижимостью…

- Да, мне тоже непонятна психология таких агентов. В течение многих лет работать на свое имя, чтобы потом, в одночасье, потерять его… Сейчас ведь информация распространяется очень быстро. Достаточно одному клиенту, которому предложили сделку в обход агентства, назвать имя недобросовестного специалиста в интернете – на форуме, в социальной сети, и все… «отмыться» уже будет невозможно.

- Тем не менее, этот факт не останавливает многих агентов. За последнее время в нашей стране произошла деморализация рынка, и это актуально не только для недвижимости. Люди выбирают ту или иную профессию не по призванию, а чтобы заработать. В итоге некоторым специалистам по недвижимости не важно, останется клиент с квартирой или нет, главное для них – комиссионные.

- Клиент, который согласился работать с агентом вне компании, действительно, сильно рискует?

- Конечно. Судите сами. В агентстве существует юридический отдел, который проверяет подлинность и правомочность всех документов, необходимых для сделки. «Вольный стрелок» же будет действовать на свой (точнее, не свой – а клиента) страх и риск.

Кроме того, в договоре с агентством прописана вся его ответственность. Клиент изначально знает, на какой объем услуг может рассчитывать. При возникновении каких-либо проблем во время проведения сделки или после ее закрытия человек может обратиться с этим договором в суд, в профессиональные объединения – например, комиссию по этике Санкт-Петербургской палаты недвижимости (СПН).

Не забывайте также, что агентства страхуют свою профессиональную ответственность. У нас, например, заключен договор со страховой компанией «СОГАЗ». Это – еще один механизм защиты интересов клиентов.

Существует, кстати, и весьма эффективное титульное страхование (от риска утраты права собственности). Но редко кто из клиентов пользуется этим инструментом. В той же СПН существует бесплатная служба страховой поддержки. Каждый потребитель может позвонить туда и получить информацию о страховых программах более чем 15 ведущих страховщиков.

При левой сделке агент не сможет вам предложить ничего – ни договора, защищающего ваши права, ни юридической поддержки, ни страховой защиты. Все отношения будут строиться на основании устных договоренностей, которые сегодня есть, а завтра – нет. И человек остается один на один со своей проблемой.

К сожалению, клиенты рынка зачастую не понимают той опасности, которую таят левые сделки. Ими движет желание сэкономить, а ведь экономия в результате получается не такая уж и существенная, а иногда такая сделка выливается и вовсе в миллионные потери.

Печально, что, даже обращаясь в агентство, люди зачастую не интересуются, какие гарантии им могут дать. Я лично несколько дней отвечала на звонки потенциальных потребителей, чтобы более детально выявить их потребности. Из всех позвонивших за два дня только тридцать процентов потенциальных потребителей заинтересовались гарантиями, наличием сертификатов, уровнем подготовки сотрудников, возможностью юридического сопровождения сделки и прочими нюансами, позволяющими минимизировать финансовые иные риски при совершении операции на рынке недвижимости. Клиенты должны требовать качественных услуг. Тогда и предложении будет соответствующим.

- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы мы забыли про такое негативное явление как левая сделка?

- Руководителям агентств недвижимости необходимо объединить усилия ради общих интересов. Сегодня директора компаний зачастую закрывают глаза на левые сделки. Они, безусловно, накажут своего агента, если выясниться, что тот, пользуясь брендом компании, фактически ворует у них деньги. Но в то же самое время они согласятся сотрудничать с «нелегалом» из другого агентства. Ведь иначе совместная сделка не сложится. Это в корне неверный подход. Если бы каждый руководитель как минимум отказывал таким «предпринимателям», а в идеале доводил до сведения участников рынка каждый такой случай, то левые сделки сошли бы на нет.

Давайте представим себе ситуацию: специалист, ведущий двойную игру, обращается в первую компанию для совместной сделки – и получает отказ, приходит в другую – ситуация повторяется. А время-то идет. Квартира, интересующая клиента, уже уплывает к другому покупателю. Я думаю, сами потребители «разорвут на части» такого «специалиста». Но достичь этого можно, только если все профессиональные бизнес-сообщества объединят усилия. Участникам рынка необходимо создать общий сервис для руководителей, который позволит пресекать левые сделки. Это должен быть действительно работающий, а не декларативный инструмент. Мы не должны бояться открывать информацию об агентах, уличенных в левых сделках.

Я считаю, такой сервис может стать отправной точкой в повышении прозрачности рынка, за которой последуют более серьезные шаги – принятие закона об агентской деятельности на рынке недвижимости.

- А как вы думаете, где чаще проводятся левые сделки – в крупных компаниях или малых и средних?

- В небольшой компании проще отследить, чем занимается каждый сотрудник. Я, например, всегда знаю, где сейчас находится тот или иной специалист и какую сделку он ведет. С другой стороны, большая компания может позволить себе иметь службу внутренней безопасности, которая отследит «утечку». Но главное не в этом.

Как я уже говорила, все знают, как обнаружить кражу в своем хозяйстве, но на подобные действия контрагентов порой закрывают глаза. А ведь чем крупнее фирма, тем сильнее ее влияние на рынок недвижимости. Поэтому именно руководители больших компаний должны в первую очередь воспрепятствовать участию своих сотрудников в левых сделках.

По материалам сайта www.spbpn.ru